Начало Философы Новости Конференции Учебные материалы Форум Гостинная Фотогалерея

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ДАГЕСТАНЕ:

ЕДИНСТВА И ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Вагабов М.В., ДГУ

  1. Дагестан первая страна в составе РФ, где ислам положил начало своего распространения (642г.). Хотя процесс исламизации дагестанцев является длительным, но зато Дагестан с XV века стал форпостом ортодоксального суннитского ислама на Кавказе, опорой сохранения канонов традиционного мазхаба имама аш-Шафии, кузницей подготовки высокообразованных кадров – алимов, прославивших себя своими трудами в самых различных областях знаний, многие из которых преподавали в самых престижных университетах Ближнего и Среднего Востока, в том числе ал-Азхаре, Багдаде, Стамбуле и т.д.
  2. Принятие ислама дагестанцами и его успехи в тот период привели еще к одному важнейшему социальному последствию – консолидации разрозненных народов в общедагестанских границах. Фактически появлению на политической карте мира понятия Дагестан (не как “страна гор”, а как социально-политическое объединение) дагестанцы обязаны суннитскому классическому исламу. Этнические и племенные различия, существующие между народами Дагестана до его принятия, уступили место мусульманской интеграции и возникновению межэтнического пространства на базе исламского правоверия. Все эти процессы в конечном итоге способствовали сближению народов Дагестана. Только на базе исламской солидарности в Дагестане сложились объективные условия и субъективные факторы для создания союза дагестанских народов как единого неделимого целого. Под знаменем ислама не единожды объединялись для отпора внешним врагам, решали самые сложнейшие вопросы внутреннего развития. Одной из ярких страниц исламской солидарности явилась национально-освободительная борьба горцев под руководством имамов Гази-Магомеда, Гамзата и Шамиля против царских колонизаторов. Успехи национально-освободительной войны в Дагестане, затем в Чечне можно объяснить целым рядом главных и второстепенных причин, среди которых важное место занимает исламский фактор. Идеологической основой интеграции, цементирующей основой в этой борьбе выступал ислам.
  3. В начале XIX в.в. в дагестанскую религиозную жизнь начало проникать новое явление суфизм. Он, как бы, был оппозицией ортодоксальному исламу. Появление суфизма в Дагестане можно разделить на два периода. Ранний период – миссионерский, который охватывает XII-XVIII в.в. Второй период – дагестанский, когда в Дагестане в начале XIX в. появляется накшбандийское братство. Появление тариката в Дагестане не является случайным в тот период т.е. перед началом национально-освободительной войны горцев царских колонизаторов. Здесь стали распространяться именно идеи Накшбандийского тариката в Дагестане Магомед Эфенди Ярагский (Курали Магома) в сложившихся условиях борьбы с кафирами использовал лозунг, что на первое место выдвинул газават, а на второе место шариат. Кроме накшбандийского братства в Дагестане в наши дни функционируют еще и такие суфийские братства, как кадирийа, шазилийа, которые имеют своих последователей и духовных отцов в различных районах.
  4. В религиозной жизни Дагестана в восьмидесятых годах нашего века появилось еще одно новое третье суннитское направление – ваххабизм. Центральное место в учении ваххабизма занимает безоговорочный возврат к священным источникам ислама – Корану и Сунне, к неукоснительному соблюдению колонических предписаний и культовых действий чистого первоначального ислама. Поэтому для достижения этой цели необходимо восстановить веру в единого Аллаха (таухид), наиважнейший символ мусульманского вероучения и называть себя “таухидистами”. Ваххабиты категорически осуждают культ святых в исламе. Они против признания культа святых и паломничества к мавзолеям мусульманских святых и просьб о помощи и т.д., которые пропагандируются тарикатскими братствами, в том числе в Дагестане. Они считают все это отходом от главного принципа ислама-ширком. Чрезмерное признание и почитание праведников, сподвижников и святых, по их мнению приводит к передаче атрибутов Аллаха его творениям. Фактически все эти обвинения своим острием направлены против суфизма и его многочисленных братств и введенных ими новшеств. Между ваххабитами и тарикатами есть расхождения, разногласия, и по другим вопросам вероучения и культа. Но на сегодняшний день самое важное не заключается в сущности этих различных подходах и спорах по поводу вероучения. Но главный вопрос на сегодняшний день заключается в их решении на гуманистических началах, на цивилизованной основе, без применения насилия, не путем военных конфликтов, а мирными средствами, с привлечением широких кругов институтов, народной дипломатии, аксакалов, проведением массовых разъяснительных мероприятий с использованием СМИ, чтобы не допустить в регионе братоубийственной войны. Противостояние между суфийскими братствами и ваххабитами на Северном Кавказе достигло до кровавых конфликтов 1999-2000 и фактически продолжается до наших дней. Несмотря на ваххабитскую агрессию против Дагестана и их поражение, но тем не менее, опасное противостояние между тарикатом и международным терроризмом в лице ваххабизма и религиозного экстремизма сохраняется. Необходимо мобилизовать все здоровые силы нашего общества, чтобы положить конец этой опасной религиозной ситуации на Северном Кавказе
© Вагабов М.В.

ФИЛОСОФИЯ в ДАГЕСТАНЕ

Связаться можно по электронной почте: philosoph@mail.dgu.ru


© Курбанов М.Г. - Дизайн. 15 декабря 2001 г.

 



Используются технологии uCoz